Мудрость японского дома

10 Июн 2010


Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/rootking/data/www/orientstyle.ru/wp-includes/wp-db.php on line 1879

Неудачные проекты домов нещадно приводят к завышенному потреблению электроэнергии, что служит причиной загрязнения окружающей среды и несет опасность здоровью жителей дома.

Это вызывает возрастающее беспокойство и у современных архитекторов, которые ищут способы сделать свои проекты безопасными и экологическими.

Решение проблемы, вероятно, стоит искать в старой мудрости, которая помогла людям не только выжить, но и существовать в гармонии с природой.

Ценность этой жизненной мудрости найдёт подтверждение для каждого, кто посетит традиционный японский дом Минка.

Минка -  «дом для людей»

За примером минка - а слово это  действительно переводится как "дом для людей" - можно обратиться к дому Мидзута в городе Камогава (префектура Тиба),  дому, где рождился  Микио Мидзута.

Микио Мидзута -  известный в прошлом японский политик и основатель Университета Дзёсай, сделавший значительный вклад в экономический рост и высокий международный статус Японии.

Названный в честь покойного профессора дом пережил много землетрясений, включая и Великое землетрясение Канто в 1923 году.
Дом этот построен с использованием лишь только естественных материалов – древесины, глины, бамбука, различных видов трав, соломы. Проект минка являлся самым подходящим для японского климата, культуры и традиций.

О конструкции минка

Основная конструкция минка, крыша, стены, несущие колоны изготовлялась из дерева. Для стен глину смешивали с соломой и заквашивали, чтобы раствор стал крепче. Затем его лепили на бамбуковые сетки, из них получалась стена. Глиняные стены контролировали влажность и как считают, позволяли держать комнаты в «здоровом» состоянии. Это самый лучший экологический материал. Температура на поверхности глиняной стены ниже, чем температура снаружи, потому что глина может поглощать и испускать влажность. Стена впитывала дождевые потоки и позволяла сохранять дом прохладным в течение жарких дней, поэтому не было надобности в иного рода кондиционировании.

Во многих минка глиняные стены покрывали легкой штукатуркой из растолченных и жжёных морских ракушек, чтобы предотвратить сильное промокание стен.

Скользящие бумажные двери (фусума) и окна (сёдзи), другая замечательная особенность традиционного японского дома. Бумага – материал, не представляющий никакого риска, в то время как современные материалы, изготовленные, лавным образом, из химикатов вызывают то, что японские архитекторы называют «болезненный синдром дома». К тому же фусума и сёдзи создают «воздушный» интерьер.

Трава и солома применялась для соломенной крыши и для циновок (татами), размещенных на полу. Благодаря толщине соломы крыша препятствовала проникновению дождя в дом. Часто дополнительно употребляли для крыши плитки из обожженной глины.

В конструкции крыши дома минка основополагающим было вовсе не то, что сейчас фигурирует как  безопасный монтаж кровли, но будущее кондиционирование дома. Крутая по самому максимуму форма крыши позволяла дождю и снегу «стекать» с крыши.

Перед Второй мировой войной в Японии было очень много жилых построек с соломенными крышами. Покрытие соломой в довоенной Японии производилось целым сообществом кровельщиков. После войны Японии достаточно быстро прошла этап восстановления и экономического роста, но с некоторыми потерями в национальной культуре.

Старые дома были преобразованы во вдохновленные западными технологиями здания. То, что было соломенной крышей, стало гальванизированной железной или кирпичной крышей.

Кроме того, употребление естественных материалов для кровли было ограничено участками наследия в соответствии с пересмотренными строительными нормами и правилами. Такая ситуация значительно поспособствовала снижению запросов на работы с соломенными крышами, что привело к безработице среди кровельщиков. Да к тому же кровельщики старели, а свои знания им некому было передать, в связи с невостребованностью подобного рода профессии. В настоящее время у владельцев традиционных домов очень небольшой выбор, а иногда его и нет, когда приходит время повторного покрытия соломой. Таким образом, многие принимают решение заменить традиционную крышу, «Каябуки-Янэ», на гальванизированную алюминиевую крышу. В современной Японии Каябуки-Янэ считается самой дорогой крышей в связи с изложенными выше факторами.

Как и в других формах японской архитектуры, несущие деревянные колоны поддерживают всю структуру, и на стены не ложиться основная тяжесть.

Типично деревянные колоны и поперечные балки устанавливались без единого гвоздя или болта, в результате чего, дом можно было легко демонтировать и установить в другом понравившемся месте.
Самая важная вещь в том, что дом не требовал больших затрат. Все части дома, в случае их замены другими, могли использоваться в хозяйстве, начиная от настила пола и заканчивая дровами для очага. Пепел смешивали с «отслужившей» после двадцати лет соломой, приготовляя, таким образом, замечательное удобрение.

Внутри минка делили на две секции. Одна область - «Дома» -  при входе в дом, с глиняным полом. Другая - с поднятым, примерно на 50 сантиметров, частично покрытым татами, полом. Цель поднятого пола – избежать наводнений в течение дождливого сезона и естественное проветривание. Глиняная секция предназначалась для связанных с сельским хозяйством работ и приготовления пищи в глиняной духовке (камадо). Один угол «Дома» использовался в качестве конюшни. Секция с поднятым полом делилась на несколько комнат, типа спальни или комнаты для гостей. Комнаты, самые близкие к «Дома» часто настилали деревянными полами. Одна из комнат с встроенным очагом являлась общей для сбора всей семьи.

Чудо как приятно было сидеть на хлопковых подушках вокруг очага в холодный зимний вечер, наслаждаться незамысловатой едой в кругу семьи и горячим чаем. Чайник подвешен на крюк, свисающий с потолка и вода в нем всегда горячая, потому что угольки в открытом очаге обеспечивает тепло. Вокруг очага деревянный пол, покрытый татами, создает уют и навевает покой. В старой Японии «ирори» (квадратный открытый очаг) был эквивалентом обеденного стола.

Дым от ирори (и камадо) служил естественным инсектицидом, правда он «чернил» внутренние столбы и балки.

Иногда комнату освещала масляная лампа, но в связи с высокой ценой масла чаще очаг являлся единственным искусственным освещением.
Наверное, главное достоинство традиционных японских согревающих способов в том, что в течение многих столетий они преследовали одну единственную цель обогреть человека или группу людей, в то время как в европейских странах всегда было характерно «согревать» здания.

Баня и туалет находились в другой  постройке, расположенной  в отдалении от дома.

В тайны японского "дома для людей" нас посвящала служба новостей сайта roofmarkt.ru и автор статьи - Элла Михайленко.