Сокровища Агры: Тадж-Махал

11 Июн 2010

Агра, прекрасный город, расположенный на берегу священной реки Ямуны (Джамна), третий по величине город в штате Уттар-Прадеш и известный туристический ориентир Индии. Миллионы туристов со всех стран мира посещают Агру ежегодно, чтобы увидеть величественную красоту Тадж-Махала и многие другие монументальные памятники, свидетельствующие об архитектурном превосходстве Великих Моголов, их любви к структурным проектам. Агра – главный центр культурного богатейшего наследия Индии. Никакое путешествие в Индию не будет полным, если не посетить Агру.

Самая ранняя ссылка на Агру находится в эпосе «Махабхарата». Агра была построена дедушкой по матери Лорда Кришны, которого звали Аграсен. Греческого географа Птолемея считают первым, кто назвал город тем именем, которое известно сегодня. Во втором столетии он отметил Агру на карте земли.

Современную Агру основал султан Сикандар Низамшах из семьи афганских правителей Лоди в Делийском султанате в конце пятнадцатого века, сделав город столицей империи. Его сын султан Ибрахимшах оказался слабым правителем, и Агра была захвачена в 1526 году Бабуром, потомком Тамерлана, основателем империи Великих Моголов.

Знаменитый бриллиант Кохинур, ныне находящийся в короне королевы Великобритании Елизаветы, оказался в числе других несметных сокровищ в его руках. В 1539 и 1540 годах, Шер-шах, будущий великий реформатор страны, из афганского феодального семейства, в результате победы в двух важных битвах с сыном Бабура, Хумаюном, смог сталь лидером Дели и Агры.

Тогда было положено начало Великого колёсного пути через Агру.
Акбар, сын Хумаюна, реставрировал империю Великих Моголов после смерти Шер-шаха, и правил Агрой и болей частью Северной Индии между 1556 и 1605 годами.

Даже при том, что Бабур и Хумаюн были ответственными за развитие архитектурного искусства Агры, на небывалую высоту её вознес Акбар. Талантливый руководитель и большой поклонник прекрасного, Акбар построил огромный Красный Форт и «Город Победы», Фатехпур Сикри. Акбар проживал в Агре до 1570 года, затем переехал в новую столицу, Фатехпур Сикри, в 1585 году – в Лахору. В 1599 году он возвратился в Агру, жил там до самой смерти в 1605 году, был похоронен в Сикандре.

После смерти Акбара Великого престол занял его тридцатишестилетний сын Джахангир. Невиданного величия, фундамент которого заложил Акбар, Агра достигла при сыне Джахангира, Шах-Джахане, управлявшего империей с 1627 года и обессмертившего своё имя в мировой истории символом любви – мавзолеем Тадж-Махал.

Золотой Век Агры продолжался, пока она являлась столицей правителей Великих Моголов, с 1526 года до 1658 года. В эти годы были построены удивительные здания в отличительном архитектурном стиле Моголов (синтез индийского и мусульманского стилей).

Как ни странно, самый великий строитель Агры, Шах-Джахан оказался ответственным и за последующий упадок города. Его решение переместить столицу в Шахджаханабад (Старый Дели) отметило начало затмения Агры. Несмотря на стратегическую важность города в годы колонизации Британской империей и в независимой Индии, столичное величие Агры осталось в прошлом.

История Тадж-Махала

Тадж-Махал (Дворец Короны) -  одно из чудес света, одно из самых красивейших архитектурных произведений в мире, объект Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Ни одна самая совершенная фотография не сможет передать его великолепие. Возвышаясь по-царски на берегу Ямуны, Тадж Махал является напоминанием об огромной любви.

Во время рождения тринадцатого (или четырнадцатого) ребенка (дочери), в возрасте тридцать девять лет умерла вторая (или третья), самая любимая жена Шаха-Джахана Мумтаз Махал (1593-1531). В тот момент, когда женщина испустила последний вздох, император империи Великих Моголов поклялся воздвигнуть мемориал памяти их любви. В течение двух лет правитель не снимал траур, ходил одетый в простую белую мусульманскую одежду, волосы его поседели от тоски, он пренебрегал свои обязанностями правителя.

Мумтаз Махал вышла замуж в возрасте девятнадцать лет за Принца Куррама, который позже поднимется на Павлиний Трон и станет известным под именем Шах-Джахан. Дочь благородного перса, брата императрицы Нур Джахан, любимой жены императора Джахангира, Арджуманад Бану Бегам получила имя Мумтаз Махал (Любимое Украшение Дворца) благодаря отцу Шаха-Джахана. Женщина умерла в Буранпуре (Мадхья-Прадеш), где её тело сохранялось в течение двадцати трех лет, после чего было перевезено в Агру, в мавзолей Тад-Махал.

Для выбора архитектора, достойного построить святыню и могилу для возлюбленной императора, был объявлен конкурс. Многочисленные легенды окружают имя главного архитектора, существуют даже предположения, что якобы он был уроженцем Италии или Франции. Наиболее вероятным кандидатом считают персидского мастера (Устад) по имени Ахмад Лахаури.

Ясно одно, что над созданием одного из чудес света трудились многие талантливые художники, каллиграфы, архитекторы, инженеры, резчики, мастера и огромное количество рабочих - в конце концов, это и не простая замена фундамента деревянного дома, и даже не просто строительство дворца. Считается, что в общей сложности 20 000 человек работали над проектом с 1631 по 1648 годы, в отбельных областях работы продолжались до 1653 года.

Нужно отметить, что Тадж Махал - единственная архитектурная структура, в которой расположены одновременно могилы, мечети, ворота, сады, фонтаны. Создание грандиозного шедевра сильно напрягло ресурсы всей империи.

Для основного здания мрамор везли из Джодхпура, бирюзу из Тибета, малахит из России, сердолик из Багдада, кварц из Гималаев, перламутр с берегов Индийского Океана.

В 1648 году Шах-Джахан переехал в новую столицу Шахджаханабад, где также построил немало чудесных зданий, включая Лал-Кила (Красный Форт в Дели), что, конечно, добавило долговых обязательств империи Моголов. В 1657 году император тяжело заболел, в результате началась война за власть между его сыновьями. Третий сын императора Аурангзеб оказался победителем, уничтожил братьев, сверг отца и заключил его под стражу. В заточении в крепости Агры, Шах-Джахан провел остаток своей жизни, до 1666 года.

В восемнадцатом столетии внешние силы, персы, французы, британцы, бросили вызов империи Моголов. Тадж Махал страдал от пренебрежительного отношения и преднамеренных грабежей. Под британцами мраморная терраса стала местом для развлечений, сады местом для свиданий. Британцы с пренебрежением смотрели на грандиозное творение, в конце 1820 годов генерал-губернатор Индии Лорд Уильям Генри Кавендиш-Бентинк даже объявил о планах лишить мавзолей-мечеть мрамора и отослать на аукцион в Англию. К счастью для Тадж Махала на тот момент ещё не существовало развитого рынка мрамора.

В чём необычность Тадж-Махала?

Тадж Махал установлен на высоком подиуме (=6,6м) и покрывает область равную 93,9 квадратных метров. Угловые минареты достигают в высоту 41,1 метр. Главная структура – 62 метра с каждой стороны. В контраст с мерцающим белым мрамором у мавзолея есть пара зданий из красного песчаника, они обрамляют мавзолей на западе (мечеть) и на востоке (небольшой музей) и были построены, чтобы завершить симметричность всей сцены. Водный тротуар и фонтаны присоединяются к воротам и мавзолей в изящной симметрии.

В Тадж-Махале есть много существенных и диковинных элементов, которые не знало строительство домов и дворцов того времени.   Поразительно изящная каменная инкрустация (пьетра дура или «parchin kari», как называют в Южной Азии это декоративное искусство) украшающая многие поверхности архитектурного памятника. Техника, при которой кусочки цветных камней (мрамор, драгоценные и полудрагоценные камни) тщательно полируют и приспосабливают так, чтобы создать изображение, в данном случае три столпа декоративного мусульманского искусства – сутры Корана, геометрические формы и растительные мотивы. Все инкрустации так искусно соединены, что едва можно обнаружить шов, даже при тщательном исследовании.

Сад был построен по проекту приближенного императора по имени Али Мардан Хан. Проточная вода для фонтанов поставлялась из бассейна. Существующий и в настоящее время, но метод перекачки воды изменили. Аурангзеб похоронил своего отца позади Мумтаз Махал, построив для него отдельную гробницу, чем нарушил симметрию памятника.

В самом удивительном виде Тадж-Махал открывается при лунном свете, особенно во время полнолуния. В такие дни он открыт до середины ночи. Согласно погодным условиям лучшее время для посещения Агры и Тадж-Махала, соответственно, зимний период, с октября по март. За исключением пятницы, он открыт с шести утра до половины восьмого вечера. В пятницу попасть в мавзолей-мечеть могут только последователи мусульманской веры,  для молитвы.