Священные реки Индии: Ганга

4 Июн 2010


Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/rootking/data/www/orientstyle.ru/wp-includes/wp-db.php on line 1879

В Индии каждая река - мини-космос, Божество, имеющее свою мифологию, историю, искусство, танец, музыку, духовность. У каждой есть индивидуальность, внешность, стиль, достоинство, так же, как и у яркой красавицы

«Её мерцающие бело-золотые одежды ослепляют как тысяча солнц. Драгоценности в её короне сияют как полумесяц. Улыбающееся лицо освещает целый мир. В руках она несет кувшин с нектаром, символ бессмертия. Её подобное новому лотосу появление приносит чистоту и радость всем существам».

На первый взгляд кажется, что это рассказ о красавице, придуманный неким влюбленным. Однако на самом деле это мифическое изображение Реки Ганг, автор которого мудрец Валмика, записавший бессмертную «Рамаяну». Он рассказывает о Реке, которая спускается с небес на землю, чтобы спасти человечество. История известна как «Гангаватаран». Вкратце сюжет таков.

Царь по имени Сагара, чтобы увеличить свою силу, славу и власть в сотый раз совершил «жертвоприношение коня», Ашвамедха яджна. Когда Сагара отослал коня странствовать вокруг земли, Индра, царь богов, напуганный могущественностью Сагары, выкрал жеребца и спрятал его в Ашраме у мудреца Капилы.


Сагара послал своих 60 000 сыновей на поиски коня. Они обнаружили его у Капилы и обвинили мудреца в воровстве. За это Капила, рассердившись, превратил их в пепел.


Прошло много столетий, но принцы так и не могли получить освобождение от заклятия. В седьмом поколении Сагары родился будущий царь Бхагирата, пообещавший освободить своих предков. Он совершал Тапас в течение многих лет, чтобы обратить на себя внимания Брахму. Брахма сказал, сто сыновья Сагары получать освобождение, когда река Ганга прибудет на землю. Но проблема состояла в том, что Бхагирата узнал и о том, что как только Ганга спуститься на землю она потопить её.


Бхагирата начал горячо молиться, обратясь к Шиве с просьбой, чтобы он спустил Гангу по своим локонам. Шива согласился. Когда Ганга начала сходить на землю, Бхагирата смог управлять рекой, разделив ее на три потока, а 60 000 принцев, наконец, получили освобождение.
По сей день, индусы рассеивают пепел любимых в Ганге, в надежде на их возрождение.

История о Ганге является фундаментальным принципом индийского мировоззрения, и в течение многих тысячелетий индусы с благоговением и страхом воспринимали Гангу. Матерь Духовности индийского народа, увековеченную в скульптуре, живописи, поэзии, музыке, танце. Ганга упоминается уже в Риг-веде, в Надистути-сукта (гимн в десятой мандале Ригведы). Синдхукшит, его считают автором гимна, перечисляет реки с востока на запад, начиная список с Ганги. Ганга, дочь Меру, мать Бхишмы (Бишма), одного из Васу, которого Ганга даровала своему возлюбленному царю Шантану.

После того как прелестная Ганга спустилась к смертным, чтобы помочь исполниться человеческим надеждам, достигнуть спасения, она была воспринята как мокшдайини, Матерь Богиня, добрая дарительница благ, благословляющая приверженцев процветанием, успехом. Она лучезарная, нежная, проявляющая внимание ко всем, кто обожает ее. Её воды облегчают от грехов, горя и страданий. Жизнь будет полностью не реализована, если не искупаться в священных водах Ганги.

К довершению, на протяжении тысячелетий берега реки освящались плеядами святых и провидцев, которые размышляли на берегах и строили духовные заведения для дальнейших исследований философии Ганги и обучения последователей. Грандиозные поэтические памятники, подобные «Рамачаритаманаса» Тулсидаса, поэма, излагающая взгляды автора на устройство идеального общества, были написаны рядом со спокойными потоками великой реки. Великие города-святилища Индии -  Харидвар, Праяга (Аллахабад), Ришикеш, Варанаси (Бенарес) -  выросли на берегах Ганги и стали всемирно известными центрами искусств, ремесленного мастерства.

Харидвар и Праяга - участки проведения обряда Кумбха-мела, привлекающего гигантские толпы паломников, празднующие неустанный поиск людей бессмертия через мифический кувшин с нектаром, постоянным «героем» индийской мифологии. Там, где был основан Харидвар, Бог Вишну (Хари) купался в Ганге, дабы очиститься. И Ганга несет благословения ног Лорда Вишну, следовательно, её ещё называют Вишнупади (происходит от лотособразных ног Вишну).

Вода из Ганги (Гангаджал) сохраняется в большинстве индийских домов как священная вода, человеку, находящемуся на смертном ложе дают испить её как «последнюю пищу» на земле. Гангаджал – основа для многих традиционных индийских лекарств.

С доисторических времен Ганга с многочисленными притоками - предвестница щедрых урожаев и главный мотив для сохранения культурного богатейшего наследия древней страны.

Элла Михайленко