Традиции мосо

4 Сен 2010

Этнические меньшинства занимают в китайском обществе не совсем удобное положение. В стране, где подавляющее большинство принадлежит к основной этнической группе Хань, меньшинства имеют тенденцию быть включенными в группу (Хань), как, например маньчжуры, которые сегодня практически неотличимы от других «древних 100 имен», как называют себя китайцы.

Таким образом, культурная идентичность мосо, народа в составе народа наси, проживающего вокруг озера Лугу (на границе Юньань и Сычуань), конечно, удивляет. Успех мосо зависит в значительной степени от их ловкости и ума.

Для того чтобы сохранить свои традиции, они умело их эксплуатируют.

Жители деревни Лошуй на берегу озера Лугу преобразовали свою деревню в туристическое место. Все семьи Лошуй участвуют в трех главных событиях, для развлечения туристов – гребля на каноэ, скачки и танцы, отпугивающие призраков, вокруг вечерних костров. Прибыль они честно делят поровну.

Представители старшего поколения, мудро рассудив, посоветовали молодым не засматриваться на моторные лодки, чтобы жизнь в деревне осталась такой же мирной, традиционной и вместе с тем очень привлекательной, конкретно, для туристов. Но, самое главное, мосо сохраняют естественную красоту и чистоту береговой линии, формирующую квартал красных фонарей (!), расстоянием один километр. Район однажды привлек китайских проституток из соседней Сычуани, которые надевали костюмы мосо. В сегодняшние дни в квартале работают главным образом девушки, приезжающие на место из деревень мосо.

У мосо чрезвычайно оригинальная культура, любопытная для историков и антропологов. Шаманы вылечивают болезни при пении огромных по объему «литургий», прогоняющих духов болезни. Женщины продолжают фамилию и в домашнем хозяйстве являются управляющими. Главой семьи у мосо считается бабушка.

В то время как многие азиатские культуры потребляют в пищу собачье мясо, это строго запрещено у мосо. У мосо есть миф, в котором собаки жили шестьдесят лет, в то время как люди всего тринадцать. Люди поменялись с собаками продолжительностью жизни, но взамен должны все время воздавать собакам все возможные почести. Таким образом, собаки считаются членами семьи. Их никогда не убивают, не говоря о том, что едят. Во время инициирования подростки молятся перед домашними собаками.

Пока ребенок не достиг совершеннолетнего возраста, ему запрещается участвовать в определенных ритуалах, касающихся религиозных действий. Если случится так, что ребенок умрет раньше, то несовершеннолетние не имеют традиционных похорон. Все похоронные приготовления - поле для мужской деятельности. Это единственное время, когда мужчины готовят пищу для всех членов семьи и гостей. Каждая семья в горестный час посылает на помощь в дом покойного одного своего мужчину. На похороны приглашают Даба священника (шаман), который произносит молитвы для покойника, без даба дух покойного не сможет достигнуть перевоплощения.

Религия - важная часть жизни мосо. Верования – их собственная синкретическая религия под названием Даба (культ предков и культ богини-матери), с влиянием на неё тибетского Буддизма. Гробы у мосо маленькие и квадратные. Тело укладывается в эмбриональное положение, ведь человек должен родиться заново в следующей жизни. Во время кремации, вокруг погребального костра ведут украшенную лошадь, которая, по мысли мосо, унесет дух покойного на «землю предков».

Очаг – центр домашнего хозяйства. Позади очага каменная плита (го чжуан на китайском языке) и наследственный алтарь. На плите члены каждой семьи оставляют продукты для богини-матери и предков.

Но самый уникальный обычай, глубоко связанный с социальными и культурными традициями матрилинейной семейной системы - гуляющий брак.

Один комментарий

  1. kuzunoha

    Как интересно!