Эма — синтоистский талисман

6 Апр 2011

В древние времена лошади считались священные животные ками, по этой причине их посвящали синтоистским святыням, в знак признательности ками.

Со временем животных заменили скульптурами лошадей, а позже и графическими изображениями на дощечках из светлой древесины.

Обычай посвящения эма святыням известен уже с периода Нара, доказательством тому служат многочисленные археологические свидетельства.

Сначала на эма рисовали лошадей (эма=рисунок лошади, от ума или ма (лошадь), э-рисунок), но начиная с периода Муромати, на эма, которые увеличились в размере, изображали и другие объекты. Другой момент в традиции эма, когда маленькие эма появились под сильным влиянием древнего народного обычая вывешивания религиозных символов, подобный стиль предложений богам передавался по поколениям, модернизировался, став в итоге не только вотивным даром, но и прекрасным сувениром. Эма приносится в дар ками, как исполнение по обету, выражение благодарности, просьб исцеления, исполнения желаний, вотивный предмет есть форма жертвоприношения, но в смягченной манере.

Типы эма колеблются от больших, почти картин, нарисованных художниками, к меньшим, оформленных самими приверженцами веры непосредственно.

В каждой святыне их сотни, иногда они представляют интересные послания. Ведь в синто люди склонны просить у ками разнообразные вещи, от мира во всем мире до успешной сдачи экзамена. Эма - захватывающее зрелище, поскольку мотивы, изображенные на эма, соотносятся с природой желания человека. В больших святынях, национального значения, как например святыня Мэйдзи в Токио, можно видеть эма на многих языках, поскольку такой способ обращения к богам весьма популярен и у туристов.

С одной стороны люди пишут свои желания, на другой изображаются животные зодиака (это-эма), синтоистские образы (например, кицунэ), или эмблема святыни (киган-эма), сбоку на очень многих эма написано слово нэгай (желание). Наверху дощечки есть отверстие, через которое продевают шнурок, чтобы эма вывесить в специальном месте на территории святыни, а ками могли увидеть и прочитать обращенные к ним слова.

Вначале периода Эдо в годы расцвета и бешеной популярности театра кабуки, распространенными для святынь стало использовать эма, украшенные художниками школы Тории. Школа Тории имела почти монополию на оформление рекламных вывесок для театров кабуки и жертвовала эма с изображениями актеров театра кабуки святыням. Несмотря на, казалось бы, совсем не религиозный контекст, эма/картинки были очень востребованы и считались вместе с другими атрибутами святынь религиозными символами. То же самое можно сказать сегодня об изображениях на эма персонажей аниме.

 

Элла Михайленко