Японский интерьер: из истории фусума

17 Фев 2010


Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/rootking/data/www/orientstyle.ru/wp-includes/wp-db.php on line 1879

Во время периода Хэйан аристократы жили в домах, которые состояли из одного большого зала без внутренних стен (стиль, который называется синдэндзукури). Они использовали различные виды деления большой комнаты, ширмы «бёбу», в которых
объединены несколько створок, одиночные ширмы «цуйтатэ», бамбуковые жалюзи «мисо» или «сударэ», все вместе они были сгруппированы под общим названием «сёдзи» или разделение. Но в эпоху современного государства этот термин стал использоваться для описания раздвижных дверей или окон.
Вообще японские ширмы в истории Японии удовлетворяли многим целям. Например, они «участвовали» в чайной церемонии, в качестве фона для танца, ритуальных церемоний.

Слово фусума буквально означает «спальня».

Фусума - деревянные рамы, изначально покрывавшиеся шелком - выполняли ту же функцию, что и перечисленные выше ширмы. Позже, в период Камакура, использовали толстую бумагу, импортированную из Китая. Покрытые шелком и расписанные картинами в стиле ямато-э, имевшие целью изобразить красоту природы, называли «фусума сёдзи», бумажные фусума – «караками сёдзи» (караками – «китайская бумага»).
К концу периода Хэйан стали делать прозрачные перегородки, позволявшие свободно проникать свету, «акари сёдзи» («акари» - свет), которые со временем стали называться просто «сёдзи».
Уже в хэйанский период спроектировали пазы, проходившие вдоль пола и потолка, что позволяло фусума при необходимости вынимать, а в период Камакура был добавлен параллельный направляющий паз и фусума стали функционировать в виде раздвижных дверей. И в современное время принцип остался тот же.

В периоды Камакура и Муромати в домах высокопоставленных самураев и в буддистских храмах бумагу (караками) на фусума под влиянием дзэн буддизма наносили каллиграфические надписи. Во времена эпох Адзути-Момояма и Эдо, когда военные лорды устраивали себе роскошные дворцы, фусума представляли истинные произведения искусства, скользящие дверцы украшали цветными картинами, тонким листовым золотом. В наше время некоторые из этих шедевров демонстрируются в замке Нидзё-дзё, буддистском храме Нисихонгандзи, и других местах в Киото.

Конечно, шелковые фусума были непозволительной роскошью для низших сословий японского общества. Вместо них в домах устанавливали бумажные «сёдзи». Фусума стали распространенным элементом в японском интерьере любого жилища только в эпоху Эдо, когда заявил о себе, прежде презираемый, торговый класс.

Фусума представляют собой деревянную раму, на которую наклеивают бумагу васи с двух сторон, окаймленную деревянной лакированной окантовкой и с металлическими ручками. Между двумя листами воздушное пространство, которое действует как изоляция и способствует тому, что комната летом прохладная, а зимой, наоборот, сохраняется теплой.

Фусума «способны» стабилизировать уровень влажности в комнате, в зависимости от сезона. Недавние исследования показали, что японская бумага обладает удивительными способностями поглощать пыль, грязь, аммиак и т. п. Все эти преимущества особенно важны в японском климате.

Сегодня все люди, независимо от национальной принадлежности, мечтают о недорогих, но максимально удобных вещах. Во многом поэтому, кстати, в случаях приблизительной стилизации японского интерьера стены дома украшает иногда даже вагонка пластиковая цветная. В связи с  требованиями удобства изменяются и фусума. Их делают из рифленого картона и пенопласта, по сравнению с настоящими фусума они стоят совсем недорого. Но порой кажется, что из-за появления кондиционеров и вестернизации японских жилищ, фусума все реже и реже можно встретить в домах японцев, которые так же предпочитают иметь отдельные комнаты в пределах своих квартир, а не фусума, которые легко пропускают как свет, так и звук.

Тем не менее, потенциальные возможности неисчерпаемы, и в первую очередь нужно вспомнить о её художественных возможностях, ведь фусума, своего рода холст для нанесения живописных работ. Наверное, замечательно будет выглядеть фусума с веселыми красочными мотивами на ней вместо обычной двери в детскую комнату.

Элла Михайленко