История обуви в Китае

19 Июн 2012

В Китае много любопытных традиций, касающихся культуры одежды и обуви.

Китайцы, жившие в очень далекие от нас времена, отличали одежду по трем основным пунктам: «верхняя одежда», «нижняя одежда» и «одежда для ног», относя к последней статье обувь и носки. Хотя в древних письменных источниках, написанных на костях животных или черепашьих панцирях, носки и обувь обозначались одним и тем же знаком и были связаны с кожей. Ноги оборачивали кожей и обували в кожаные шлепанцы. Согласно исследованиям археологам, такой тип обуви (обертывание) появился в каменном веке.

В процессе развития люди научились применять костяные иглы, сушить, а потом использовать сухожилия животных. Практика формировала основные методы, по которым обувь будет делаться в грядущие времена.

В неолитическую эпоху далекие предки китайцев, использовавшие для изготовления обуви траву, кудзу, пеньку, называли обувь по разному: «цзюй», «лу», «си» (самая представительная обувь) и др. Обувь классифицировалась с точки зрения материала, из которого её изготавливали: растительные волокна, ткань (шелк, парча), кожа.

Самую раннюю пару обуви обнаружили в одной из могил Лоуланя на мумии женщины, известной как «Вечная Красота Лоуланя», пролежавшей в земле 3 800 лет в одежде и обуви из овечьих шкур. Ботинок из воловьей шкуры нашли при раскопках в Черчене, он указывает на замечательное мастерство: шов, соединяющий подошву и боковые части, прекрасен.

Археологи на руинах династии Шан-Инь (14-12 столетия до нашей эры) обнаружили в двух отдельных случаях пару кожаных щитков на голень и «нефритового человека», стоящего на коленях, голени которого также показывают остатки обертывания. Согласно хронологии, прежде чем были изобретены военные ботинки, солдаты защищали ноги, обертывая голени кусочками ротанговой пальмы и, как считают многие ученые, это послужило дальнейшему развитию военной обуви.

Экспертиза терракотовых фигур воинов династии Чжоу (1100-256 до н.э.), обнаруженных возле населенного Хоума (Шаньси) ясно демонстрирует, что аккуратный способ сшивания частей обуви такой же, как и сегодня на сшитой вручную обуви. Открытие подтверждает, что тканую обувь со сшитой подошвой изобрели до появления военной обуви, более чем 2 000 лет тому назад. Но прежде чем в Китае узнали о хлопке, обувь сшивали нитью из кудзу и льна. Терракотовые воины из дворца-гробницы императора династии Цинь (221-206 до н.э.) Цинь Шихуанди, генералы и кавалеристы обуты в обувь из кожи, а стрельцы в обувь из ткани со сшитой подошвой, верхом квадратной формы и ремешком через подъем ноги. Соответственно стандартизированная военная форма в то время была уже принята.

Кочевники на севере Китая носили обувь из всевозможных материалов. Тибетские ботинки шили из кожи яка. Орочоны (самоназвание орочон - человек, приручивший оленя), понятное дело, из оленьей шкуры, люди хэчжэнь – из рыбьей чешуи, хунну (гунны), о происхождении которых, собственно, и известно из китайских источников, использовали при изготовлении обуви овечью шерсть.

Кожаные ботинки на центральных равнинах появились во времена Периода Сражающихся царств (475-251). В 325 году до н.э. правитель-реформатор царства Чжао, Улин-ван, применил кавалерию, конных лучников и оснастил войско доспехами. Улин-ван обошелся без традиционных одежд свободного покроя, обуви, изготовленной из льняного волокна, на деревянной подошве, которые обычно носили воины. Вместо этого он одел их в туники, штаны и ботинки, смоделированные с фасонов северных кочевников, и, таким образом, сделал свое войско одним из самых защищенных в свое время.

На востоке и юге Китая изготавливали соломенную обувь, используя в работе бамбуковые иглы и льняные нити. Археологические исследования доказали, что уже 7 000 лет назад люди, проживавшие на территории Китая, для каждодневного ношения шили обувь из растительных волокон. В деревнях на востоке Шаньдуни крестьяне носили «соломенные гнезда» - ботинки, сотканные из стеблей и листьев болотных трав (рогоз) и кукурузы. Подобную обувь носили зимой, так как материалы считались самыми эффективными для сохранения тепла. И в сегодняшние дни крестьяне продолжают делать такую обувь, главным образом в качестве сувениров для туристов.

В Шаньдуни соломенный верх обуви присоединяли к деревянным подошвам. Такая обувь появилась в Период Сражающихся Царств и была двух типов: с плоской подошвой или с остроконечной. Известный поэт Се Линюнь (385–433), живший в эпоху Южных и Северных Династий, увлеченный альпинизмом, придумал специальное приспособление для обуви, которое необходимо было просовывать в подошву, что облегчало подъем в горы

Многие виды растений использовалось для изготовления обуви. И на севере носили соломенную обувь, но из толстых растительных волокон. Носили её все: дворяне, писатели, крестьяне.

Разводить тутовый шелкопряд в Китае начали примерно 5 000 лет тому назад. При династии Шан, около 3 000 лет назад, ткали прекрасную шелковую ткань, красили её натуральными пигментами. Развитие шелководства, безусловно, повлияло на обувь,. Так появилась роскошная и красочная шелковая обувь, заменившая в гардеробах богатых людей соломенную обувь.

Элла Михайленко.