Дверные Боги

22 Янв 2010


Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/rootking/data/www/orientstyle.ru/wp-includes/wp-db.php on line 1879

После Бога Очага самые известные в Китае божества – дверные боги. Как и у Цзао-Вана, у них определенное предназначение, но в отличие от «бодхисатвы очага», участвующим в разных преданиях и творящим разнообразные чудеса, боги дверей остаются верными одной своей миссии. Культ дверных богов сложился в первом столетии до нашей эры благодаря «Книге гор и морей» (Шань хай цзин). Шэньту и Юйлэй, самые первые дверные боги, известны как стражи божественных персиков долголетия.

В бескрайнем океане находится гора (или земля) Тусу. На ней растет огромное персиковое дерево, чьи ветви простираются на десять тысяч ли. С северо-востока место называют Воротами Злых Духов, так как там злых духов обитает несчетное количество. На Тусу жили и два божественных героя Шэньту и Юйлэй, по приказу Нефритового Императора они охраняли дерево и руководили злыми духами. Устав от постоянных бесчинств и ущерба, наносимого демонами, которые постоянно подъедали дерево, Шэньту и Юйлэй связали их тростниковыми веревками и, сбросив с горы, скормили тиграм. Вслед за этим легендарный император Хуан-ди ввел обязательное церемониальное изгнание злых духов в определенный сезон. Он устанавливал большое символическое персиковое дерево, рисовал стражей на воротах или дверях вместе с тигром, и вешал тростниковые веревки, чтобы таким образом остановить демонов.

Самый могущественный император династии Тан Тай-цзун очень уважал своих генералов Цинь Шубао (Цинь Цюн) и Юйчи Цзиндэ (Юйчи Гун). Как описывается в классическом китайском романе «Путешествие на Запад» (1590) император вешал их портреты на входной двери, когда сами генералы после бессонных ночей отдыхали. Многие китайские семьи переняли императорский обычай, помещая гравюры с изображением генералов в надежде, что это не только отвратит от злых чар, но и принесет удачу в дом. Обычай распространился по всему Китаю, часто генералов замещали фольклорные и мифологические герои. Изображения Цинь Шубао и Юйчи Цзиндэ вешают чаще всего на двойных дверях. Дверных богов всегда «вешают» обращенными друг к другу, а не спина к спине, что считается неблагоприятным знаком. Обычно у Цинь Шубао темный цвет кожи, и он держит в руках жезл, а Юйчи Цзиндэ (Юйчи Гун), со светлой кожей, в руках у него меч.

На одинарной двери обычно присутствует изображение других героев. Вэй Чжэн или Чжун Куй. Китайская история богата красивыми и захватывающими историями о героях и героинях. Легенда о «призрачном охотнике» Чжун Куе одна из них. В Китае на протяжении веков спорят о том, существовал ли он в действительности или нет, но одно неоспоримо, образ «призрачного охотника» имеет широкое влияние на умы китайцев. Его считают победителем демонов, по общему мнению, он способен укротить 80 000 демонов, и его изображение присутствует не только на дверях домов китайцев, но и на дверях солидных бизнес-заведений, особенно у тех, кто обустраивает свое жизненное пространство по принципам китайской геомантии (фэн-шуй). Очень популярны изображения Чжун Куя во время летнего сезона, когда у демонов начинается благодатная пора.

Чжун Куй вместе со своим другом Ду Пинем, жившие в одном городе, отправились в столицу, чтобы принять участие в кэцзюй (государственные экзамены в императорском Китае). Чжун Куй добился отличного результата, но достойный самого высокого ранга, «чжуаньюань», он был лишен его по велению императора, которому очень не понравилась уродливая внешность Чжун Куя. От отчаяния Чжун Куй совершил самоубийство около дворца, разбив голову о ворота. Ду Пин похоронил его. Но Чжун Куй все-таки добился высокого результата и был вознагражден, он стал королем в Аду. В Канун Нового Года он вернулся в родной город и выдал свою сестру Ду замуж за Ду Пиня, таким образом, отблагодарив его.

Популярность образа Чжун Куя можно проследить со времени господства императора династии Тан Сюаньцзуне (712-756). Согласно источникам династии Сун, как-то император заболел лихорадкой, находясь в бреду, он увидел двух демонов. Один из них, меньшего роста украл некоторые личные вещи любимой наложницы императора, Ян Гуйфэй и флейту самого императора. Когда демон бежал через зал дворца появился гигантский демон, одетый в студенческий костюм темно-синего цвета и с шапкой на голове. Демон схватил меньшее по размерам чудовище, вырвал ему глаза и съел.

Когда император попросил демона назваться, тот ответил, что он Чжун Куй с горы Чжуннань. Тот, кто не смог достичь благородного положения в этой жизни, но поклялся все равно служить императору в загробной жизни, отвращая от него все зло. Когда император пришел в себя, он был абсолютно здоров. Считая это отличным предзнаменованием, Сюань Цзун заказал живописцу У Даоцзы, который расписывал императорский дворец, нарисовать портрет короля демонов как средство устрашения для других демонов. Картина У Даоцзы, как полагают, смогла прогнать тысячи и тысячи призраков и демонов.

Вэй Чжэн, реальный человек, политический деятель времен династии Тан, он был канцлером при императоре Тайцзуне и редактором «Книги Шуй», составленной в 636 году. После смерти император назвал его «зеркалом», за то что он не боялся указывать на ошибки и критиковать многих чиновников за неподобающий образ жизни, не щадя и самого императора. Он хотел выдать одну из своих дочерей замуж за сына Вэй Чжэня, но в результате наветов приближенных, разрушил каменный памятник Вэй Чжэну, отменил запланированный брак между принцессой Хэншань и Вэй Шуюй. Однако после того как не удался запланированный поход против непокорного корейского племени когурё в 646 году, император решил, что это месть покойного Вэй Чжэна, он реабилитировал доброе имя выдающегося деятеля и восстановил памятник. В конце концов племя было завоевано. В некоторых частях Тайваня Вэй Чжэн почитается как дверной бог.

Есть и другие Дверные Боги, но кем бы они не были общий показатель для всех - их сила, защита, духовная безопасность дома или фирмы. Собственно, продажа входных дверей так или иначе успешна по той причине, что они защищают, а Дверные Боги, как оказывается, защищают дом еще и духовно.

Боги внутренних дверей всегда союзники с Дверными Богами передних дверей. В то время как боги входных дверей в прошлом военные, то внутренними дверьми управляют гражданские служащие или ученые. Дверной Бог гражданского типа обеспечивает культурный баланс в доме.

Дверные Боги – сильное средство в фэншуй, они гарантия того, что двери в повседневной жизни используются благоприятно. Дверные Боги берегут ци, главный принцип в фэншуй, иначе нашу жизненную силу, в доме.
Дверные Боги гражданского характера не только обеспечивают культурный баланс в доме, согласно фэншуй они помогают решить проблемы с бессонницей.
Изображения дверных богов надо вывешивать на уровне глаз, на больших дверях в том числе, в фэншуй большие двери, вообще, рассматриваются в негативном аспекте.
Изображения Дверных Богов надо обновлять каждый год для улучшения фэншуй и делать это лучше во время Китайского Нового Года.

Элла Михайленко.

Один комментарий

  1. davenant

    Можно добавить, что китайцы в семейных спальнях вешают изображение светлолицего мужчины с длинной бородой. Рядом с ним мальчик,у него в руках лук и стрелы и он стреляет в небесную собаку. Китайцы верят, что если судьба семьи в руках у собаки-звезды, то она будет лишена мужского потомства. Бога Мужчин зовут Чжань Сянь и с зарождением культа связано несколько легенд.