Сюнга — фривольная японская гравюра

3 Янв 2010


Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/rootking/data/www/orientstyle.ru/wp-includes/wp-db.php on line 1879

Древняя вера японского народа – синтоизм, в котором вся природа представляется одухотворенной и живой, благожелательна к сексу. Японская мифология наполнена сексуальной свободой. Для японцев секс представлял ни романтический идеал любви, ни фаллический обряд богов, а просто радостный союз полов.

Жанр японского искусства, посвященный сексуальным и любовным отношениям – сюнга, весенние картины, вероятно, потому что весна – сезон прорастания, расцвета, изобилия земли. Девушек, которые доставляют удовольствия определенного характера, называют байсюнфу – «женщины, которые продают весну».

Для художников подобные изображения были вполне нормальным делом, ничего не говорили о нраве или сексуальных отклонениях автора. Некоторые вариации подобного искусства: сюмпон – весенние книги, макура э – интимные дневники или дословно книги подушки, так как хранили их в ящике деревянного изголовья, э хон – иллюстрированные книжки, хига – секретные картинки, абуна э – осторожные картинки, они лишь намекают на половые акты, но не живописуют их.

Изображения ещё называют варай га – забавные картинки, потому что многие из них – пародии. Варай в старой Японии имело двойной смысл, во втором значении слово означало онанизм.

Основное предназначение сюнга – сексуальное образование. Перед свадьбой невеста даймё получала в подарок несколько иллюстрированных свитков; рисунки различных сексуальных поз, советы молодой жене, сексуальная гигиена. В сюнга по намекам можно было узнать известных людей, несмотря на запрет подобных изображений. Правда, закон на запрет приняли, когда появились печатные копии. До этого времени «рукописные» сюнга удовольствие не из дешевых, и находились в личном пользовании людей состоятельных, простому народу же были практически недоступны.

Кимоно времени ЭдоЖанр, возникший в 17 столетии, представлял собой союз науки и искусства. Многим нужны были советы, чтобы активизировать сексуальную жизнь. Переведенные с китайского языка, тексты представляли сложность для тех, кому неведома медицина.

Сюнга придавали магическое значение. Самурай хранил свитки в доспехах, как амулет, который защитит в сражении. Торговцы помещали кобан (картинки размером 12 на 9 см), а в Японии того времени так называли и монеты, в бумажники, веря, что это принесет достаток. Хозяйки берегли картинки в буфетах для защиты дома от пожара. Широко бытовало мнение, что сюнга вылечивали людей с сексуальными расстройствами.

Сюнга представляли серии четырех времен года. По растениям на заднем плане, можно определить какой сезон изображался. Как правило, серия включала двенадцать картинок, представлявшие сорок восемь различных поз, сидзю-хаттэ, как число клятв Будды. На картинках показывали приметы национальных праздников: новогодние бумажные змеи, флаги с изображениями карпов, атрибуты фестиваля мальчиков, двенадцать символов китайского колеса фортуны и т.п. Социальный статус персонажей можно определить по кимоно, шляпам, возраст по прическе. Например, лысые мужчины – это монахи, но часто, чтобы остаться инкогнито, они одеты в форму доктора, которые также имели обыкновение брить голову. Самураи – мужчины с мечами, несмотря на то, что самураям не позволялось посещать заведения для удовольствий, они находили выход, переодеваясь.
Но художники рисовали мечи, как опознавательный знак.

С начала 18 столетия волосы гейш и куртизанок тщательно уложены при помощи гребенок, булавок, тогда как в более ранних свитках волосы свободно распущены, что являлось привилегией дворянок. Женские образы представлены в большинстве куртизанками, которых легко узнать по одежде, косметике, многочисленным булавкам в волосах, по поясу оби, завязанному сзади. Иногда, художник героями картин делал и почтенных, замужних женщин с зачерненными зубами, беременных, женщин с детьми, незамужних дамочек, кимоно у них с характерными длинными рукавами.

На многих картинах слуги или другие мужчины и женщины завистливо и изумленно подсматривают за происходящим. В некоторых сюнга можно увидеть мужчин, вожделенно подглядывающих через дырочку в сёдзи.
Важный элемент - зеркало, которое позволяло художнику представлять коитус с различных углов. В старинных сюнга женщина и мужчина, за исключением половых органов, больше не соприкасаются. Причина в том, что целовать грудь в старой Японии считалось безнравственно, так как мать грудью кормит ребёнка, а поцеловать можно было дорогого или родного человека и только при определенных обстоятельствах.

Гетеросексуальные, гомосексуальные акты, половые отношения с божествами, демонами, животными, другими существами, типа осьминога, чего только можно не увидеть на картинках!
Почти все совокупляющиеся пары в сюнга одеты или частично раздеты. В былое время в Японии мужчины и женщины мылись и купались совместно, и нагота не вызывала ни у кого смущения. Наверное, поэтому многие заказчики подобных картин предпочитали фигуры, одетые в кимоно, они сохраняли часть загадочности. В самых первых сюнга половые органы пропорциональны телу, но с конца 18 века художники их значительно увеличивают. На старинном свитке Ёбуцу курабэ (Фаллическое соревнование) изображены забавные сцены с мужчинами, сравнивающих детородные органы.
Художник делал это преднамеренно для создания художественной гармонии, главное – сосредоточиться на плотском акте. Порой, конечно, мастер преследовал другую цель, а, именно, гротеск. В этом случае, в персонажах легко было узнать известных актеров театра Кабуки, многих заносчивых аристократов.

В сюнга много символов и намеков. Даже самые обыденные, как музыкальные инструменты, утварь для чайной церемонии, принадлежности для курения, атрибуты для письма, свитки, растения в комнате наряду с уличным пейзажем, мотивы рисунков на одежде, всё имеет другой смысл. С помощью символов можно узнать о сексуальных нравах определенного периода, о самой изображенной паре. Цветущая сакура всегда отождествляется с женщиной, а вот слива могла намекать, что мужчина на картинке, далеко не мальчик. Ирис и нарцисс, обыкновенно, символы гомосексуалистов, также как азалия и хризантема. Парочка гусей, например, олицетворяет настоящую любовь, верность друг другу. В старой Японии на гусей смотрели как на преданных друг другу птиц. Очень распространенный женский символ – вода.

Ну, вот, человек всего лишь переходит водный поток, а на самом деле, он думает и мечтает о предстоящей любовной встрече с продолжением. Остров в окружении водного пространства – метафора гетеросексуального акта. Картинка, на которой женщина предлагает испить воды мужчине, подразумевает страстные отношения, но они уже в прошлом.

Непроизносимые по цензурным соображениям слова для наименования полового акта заменяли эвфемизмами, типа «облака и дождь». Озера и водопады в такой иконографии, согласно традиции положенной Бессмертным Поэтом, китайским поэтом Ли Бо времен династии Тан, ассоциировались с парой, предающейся любовным утехам.

Некоторые герои из мифологии и сказок также могли разъяснить многие сцены. Пример, дзенский монах Дарума или Хотей. «Дарума» - проститутка, в другом значении. Фестивальные фейерверки – высший пик физического наслаждения. Гора Фудзи на заднем плане символизирует человека с крупным и сильным членом.

Большинство девушек, обеспечивающих дорогие развлечения в период Эдо, были пухленькими и светлокожими, похожими на белую и крупную редьку, дайкон онна (большая «редисная» женщина). Человек на картинках, ласкающий редьку, у которой корни напоминают женские ноги – символ, не нуждающийся в комментировании.

Устрица (кай) – женский половой орган. И поныне это слово сленговое. Гриб (мацутакэ) – мужской половой орган. В юмористических картинках можно встретить мужчину, бережно держащего устрицу, и женщину, любовно собирающую грибы. Впрочем, мужские органы не обделены нарицательными названиями. Сякухати, японская флейта сообщает о фаллосе значительных размеров и, соответственно, нередки изображения дамочек играющих на флейте. Часто в сюнга появляется японский зонтик, сделанный из бумаги и бамбука. Если человек держит порванный зонтик, то означает это лишь то, что мастерство его слабовато.

О продолжительности любовных утех можно догадаться по количеству пустых бутылок, раскиданных кусочков бумаги.
Ещё один из интересных символов, аир болотный, сэкисё, связанный с женским элементом. Аир растение летнее, заросли его можно встретить в воде, листья, собранные пучками, напоминают женские волосы.

Как выше было сказано, сюнга часто изучали молодые пары. На некоторых картинках нарисованы секс-игрушки; женщины мастерски управляют харикати, а мужчины наслаждаются адзумагата.
Достаточно распространенный сюжет – адюльтер. Якобы для того, чтобы остаться неузнанными, парочке, на картине, головы покрывали платком хоккамури. Частенько можно увидеть мужчину, шпионящего за неверной женой, а, иногда, и того интересней, муж спит сном младенца, а жена в это время рядом с ним активно прелюбодействует со случайным мужичком. Насильники, как и положено, в сюнга, уродливые, волосатые, татуированные бандиты.

Не отличались праведностью синтоистские, буддистские божества; есть сюнга, где семь богов счастья устроили настоящую оргию, только на картинке шестеро мужчин и одна женщина. Демон тенгу, вообще, гиперсексуал. Огромным фаллическим носом Конохана тэнгу щекочет девушек в определенных местах. Черти Они, по природе бисексуальны, но они ещё и агрессивны; хочешь, не хочешь, мужчина или женщина, результат известен. На такие пикантные вечеринки любит заглянуть и бог грома Каминари. Существует поверье, что женщине не стоит выходить из дома во время грозы и ливня, иначе бог просто-напросто изнасилует её.

Сюнга со сценами совокупления животных и людей появились в середине 18 столетия. Осьминоги, превращенные лисы часто становились сексуальными партнерами людей. Вспомним знаменитую картину Хокусая, который взял за основу отрывок из популярной легенды о Таматори, ныряльщице за жемчугом, пожертвовавшей своей жизнью ради любимого.

Как и во многих других обществах, гомосексуализм (нансёку) был обычным явлением сексуальных отношений среди аристократов, монахов, самураев. Бидо - красивый путь, вакасюдо – путь юноши. В городах процветали «детские дома», кодомо я, в которых юноши зарабатывали на жизнь проституцией. В сюнга они одеты как девушки, но узнать их можно по прическе. «Подругами» для любителей однополой любви были и актеры, исполнители женских ролей оннагата в театре Кабуки. Хотя, скорее бисексуализм, а не гомосексуализм был принятой нормой в период Эдо. Все мужчины, которые состояли в любовных отношениях с мальчиками, были женаты. Есть описания и лесбийской любви. В сюнга много сцен групповых актов – мужчина, мальчик, женщина; женщины в масках и с искусственными фаллосами.
Часто анонимно, многие прославленные мастера работали в жанре сюнга. Самые известные из мастеров сюнга Судзуки Харунобу и Исода Корюсай.

Традиции фривольных картинок сюнга продолжают жить в современной манге и аниме. Как сюнга в укиё э, так и в манге и аниме есть жанр, содержащий сцены секса.

Элла Михайленко

15 комментариев

  1. natali

    Читая статью еще раз удивилась разнице наших менталитетов. У нас и тема-то такая возникнуть не могла. Вы можете себе представить, «фривольную живопись эпохи Екатерины Петровны», например, да еще и в широком народном использовании? Я как-то нет. А тут и юмор, и разнообразие сюжетов, все просто и легко. Да, не японцы мы…

  2. Ирина

    Интересно, существуют ли музеи сюнга? Можно ли их купить и где? Есть ли известные художники- мастера сюнга? Наверно, дорого стоят такие работы!

    • Карина Минина

      Я об отдельных музеях сюнга не слышала. По-моему, все разбросано там-сям. Растащили японскую эротику)))))))
      А мастера есть. Но имен не приведу — во, Утамаро. Это один. Остальные — как и все японские имена не очень-то ложатся на неподготовленный русский язык)

  3. Геннадий

    По-моему европейцы еще не достигли правильного восприятия эротики. Ее неизбежно связывают с сексом, что считалось бы оскорбительным на Востоке.

    • ТориКа

      Я уже вообще запуталась — что эротика, а что уже не эротика? Японцы вон понарисовали в своих сюнга гипертрофированных тех самых мест — и что, разве эта эротика? Я бы сказала порнуха натуральная…
      Это картинки тут еще приличные, если так можно выразиться.

      • Геннадий

        Милая девочка! Для того, чтобы что-то понимать нужно сначала учиться.

        • ТориКа

          Дорогой дядя! А чему, простите, нужно учиться, чтобы начать понимать, что эротические картинки с изображением полового акта нельзя связывать с сексом?

          • Геннадий

            А где Вы моги видеть эротику «с изображением полового акта»? В коммерческих журналах, или… на заборе?

          • ТориКа

            Вы не ответили на мой вопрос, Геннадий.
            А вот я на Ваш отвечу: в данном случае, вижу изображения полового акта на гравюрах сюнга.
            И замечу, что второй ваш пост в мой адрес с намеком на то, что Вас одного всему доучили.
            Кстати, про какие заборы и коммерческие журналы речь?

          • Геннадий

            К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с излишней амбициозностью и невежеством. Дейсвительно, не стоит касаться этой темы в нашей «бывшей совдепии».

          • ТориКа

            Причем тут амбиции? И почему не стоит касаться этой темы в «бывшей совдепии»? Назвав меня девочкой, я так понимаю, вы решили указать на разницу наших возрастов? Допустим, каким боком я к совдепии?
            Знаете, имею понятие об эротической фотографии начала ХХ века, например.
            Опять же, вот вам эротическая китайская живопись сюнга: akantiek.nl/shun5.htm
            Ну как?
            Геннадий, вы отстаиваете вроде как точку зрения, что это эротика? Так хотя бы один аргумент чтоли… Чем принципиально вот это по ссылке отличается от … короче, от того, в чем никто бы не сомневался.
            (кроме, конечно, высокохудожественного метода создания))))

  4. Иван

    Да, у нас разные менталитеты. В Европе эротика долгое время была под запретом благодаря Церкви. На Востоке дела обстояли иначе. Отсюда, наверное и то, что такой жанр эротического рисунка как сюнга, мог возникнуть только на Востоке.

  5. igrok1908

    Это не эротика, не порнуха — это сюнга.Элементы того,что мы привыкли называть своими именами здесь присутствуют,но назвать так язык не поворачивается. Ведь там же ясно написано, что сюнга находилось на стыке науки,т.е.-читай познания и искусства — живописи. Скажите,чему учит нас порно,на каком стыке оно находится,какие советы оттуда мы можем взять?. И эротикой сюнга не назовешь,но как раз эротика — это то лучшее,что придумала европейская культура и на чем делала акцент.

  6. Albi

    Отличная статья. Все просто и естесственно, особенно для тех кто любит и умеет получать удовольствие от жизни и от близких отношений. Прекрасный вариант сексуального воспитания молодежи, особенно для тех веков, когда возникла подобная гравюра.
    Кстати, нечто подобное я встретила в Египте, в Каире в Музее египетских древностей. Небольшая доска, элемент декора стены, с изображением десятка картинок с недвусмысленным изображением. Правда большинство проходило мимо этого затемненного уголка )))) но мне попалось на глаза.

  7. Lana

    «Женские образы представлены в большинстве куртизанками, которых легко узнать по одежде, косметике, многочисленным булавкам в волосах, по поясу оби, завязанному сзади. »
    У куртизанок пояс завязывался спереди.