Природа исламского искусства

22 Мар 2010


Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/rootking/data/www/orientstyle.ru/wp-includes/wp-db.php on line 1879

Определение Исламское искусство описывает не только искусство, созданное конкретно для обслуживания мусульманских верований, например мечеть и её интерьер, но в том числе живопись, каллиграфию, архитектуру и т.п., сформированные на тех землях, которые входят в исламский мир, произведения для покровителей мусульманской веры. Поскольку Ислам - не только религия, но и образ жизни, он развил культуру с собственным уникальным художественным языком, отраженным в прекрасных творениях - будь то мозаика или кованые заборы, вышивка или картины - словом, всюду, где господствует мусульманская вера.

В 12 столетии, спустя 500 лет после переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, новая вера начала расширять влияние от западных областей Средиземноморья до островов Индонезийского архипелага. О мусульманском искусстве уже нельзя было думать как о региональной культуре, оно стало универсальным.

Важная особенность арабской (мусульманской) истории заключается в том, что культура ислама основывалась на крупных достижениях древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской, индийской, китайской культурах, арабской (до введения ислама) и культур многих других народов, входивших в огромную империю Халифат. Арабская культура, таким образом, оказалась способной ассимилировать идеи  даже из самых отдаленных источников и объединить их.

На землях, недавно завоеванных под знаменем новой религии, существовали собственные, складывавшиеся тысячелетиями, художественные традиции. Первоначально, по крайней мере, художники, работавшие в прошлом под покровительством Византийского двора или Сасанидов (иранская династия 3-7 в), продолжали создавать произведения в характерном для местности стиле, но уже отвечая вкусам новых патронов.

Ранние примеры исламского искусства отражают синтез классических византийских, иранских и новых мусульманских декоративных мотивов и тем, форм, стилей и методов.

Памятники конкретного мусульманского религиозного назначения, установленные при халифате Омейядов (661–750), например Купол Скалы в Иерусалиме, демонстрируют смешение греко-римских, византийских и сасанидских элементов. Только постепенно, с укреплением Ислама, появлением государств, появляется оригинальное исламское искусство. Период правление халифов Омейядов, согласно распространенному методу классификации этапов в арабском (исламском) искусстве, является формирующим периодом. Такой тип периодизации следует за общими правилами, принципами, указаниями, стандартами различных династий, начиная с Омейядов и Аббасидов, правителей и объединителей обширного исламского государства и заканчивая локальными, но по-прежнему сильными династиями Сефевидов, Оттоманской Империи и Империи Великих Моголов.

В своей долгой истории и обширном географическом распространении искусство Ислама, подвергаясь широкому диапазону региональных, даже национальных стилей и влияний на протяжении всех периодов, тем не менее, всегда сохраняло свойственные только ему качества и идентичность. Поскольку Ислам воплощает образ жизни и служит связной силой среди разнообразных как в этническом, так и культурно образовательном плане народов, у искусства Ислама существует основная идентификация и объединение особенностей. Сущность исламского искусства – не имитация или описание природы, ведь работа человека никогда не сможет сравниться с божьими творениямя, но  формирование человеческого окружения. Искусство должно служить утилитарным целям и сделать совершенными все объекты, которыми человек себя окружает – дом, сад, одежду, посуду, предметы интерьера. Таким образом, например, кованая мебель не может обогащаться чем-то чуждым себе, искусство призвано подчеркнуть внутренне присущие отдельно взятому объекту качества. Красота и Польза от применения = два неотделимых аспекта совершенства предметов исламского искусства.

#gallery-1 {
margin: auto;
}
#gallery-1 .gallery-item {
float: left;
margin-top: 10px;
text-align: center;
width: 33%;
}
#gallery-1 img {
border: 2px solid #cfcfcf;
}
#gallery-1 .gallery-caption {
margin-left: 0;
}
/* see gallery_shortcode() in wp-includes/media.php */

И поскольку исламское искусство, по существу, умозрительное искусство, которое стремиться выражать, прежде всего, Божественное Присутствие, главным в нем являются художественные украшения и орнаменты.

Четыре базовых составных элемента арабских украшений – каллиграфия, растительные мотивы, геометрические образцы и фигуральные изображения.

Элла Михайленко и Служба новостей сайта Master Company http://www.ironmaster.ru/