Тандава

11 Июн 2010


Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/rootking/data/www/orientstyle.ru/wp-includes/wp-db.php on line 1879

Танец, музыка, театральное действо – неотъемлемая часть индийской культуры.

Танец – первозданное выражение радости и нечто чудесного в любой части света. Росписи в скальных укрытиях Бхимбетка, у гор Видхья, указывают на то, что уже в доисторическую эру, более 9 000 лет тому назад, танец являлся важным моментом в религиозных ритуалах Индии.

В Индии развиты все формы искусства, но в музыке и танце духовный опыт индийского народа находит наиболее отличительное выражение. Индийский народ относится к искусству как способу передать внутреннюю и божественную красоту человека, что, конечно, роднит его с религией.

Идийский танец - очень развитая и очень сложная художественная форма выражения эмоций. Танцы в каждой области описывают традиционную жизнь народа, проживающего в этих местах, и исполняются в соответствующих этнических костюмах и украшениях. Танцы представляют радость по случаю свадьбы, рождения ребенка, хорошего урожая, они связаны с социальной жизнью местности и так далее и тому подобное.

Появление в ареале угасавшей хараппской цивилизации примерно 4 000 лет назад пришельцев с северо-запада, арьев, стало поворотным моментом в истории Индии. Арьи заселяли новые земли, но они не вытесняли элементы ментальности и культуры поначалу в чуждой им этнической среде, а наоборот смешивались с местным населением, впитывали его влияние и в то же время сеяли семена новой цивилизации. Цивилизация, которая представлена гениальными памятниками словесности, Веды, Упанишады, эпосы Рамаяна и Махабхарата, Пураны, в любые исторические промежутки, служившие материалом для изучения всех сфер духовной истории, культуры, жизни индийского народа.

Священные писания Веды (Сама, Яджур, Риг, Атхарв) созданы жрецами-провидцами, имевшими божественные знания.

В Ригведе, самой древней части вед, достаточно ссылок на тщательно продуманное, обладающее красноречием искусство танца и это доказывает лишний раз, что танец одна из древнейших форм искусства Индии.

За многие последующие столетия появились ещё несколько классических форм танца:

    • Бхаратанатьям

 

    • Кучипуди

 

    • Катхакали

 

    • Мохини Аттам

 

    • Катхак

 

    • Одисси

 

  • Манипури

+  множество разнообразных народных танцев.

Согласно древнеиндийскому трактату об исполнительских видах искусства Натья Шастра, традиционно приписываемого мудрецу Бхарате, и трактату 11 века по теории классического танца Абхиная дарпана, танец был создан Брахмой по просьбе Индры и ещё нескольких богов, как форма развлечения. Поскольку вайшья и шудры не были наделены правом слушать все четыре Веды, Брахма сам и создал Натья Шастра, пятую Веду, которую записал Бхарата, для всех, независимо от касты.

Перед созданием Натья Шастра, Брахма вошел в транс, в котором он вспомнил все четыре Веды. Он привлек литературу Ригведы, песни Самаведы, абхинайя или выражение Яджурведы и раса, эстетический опыт Атхарваведы, четыре основных элемента Натья Шастра. Священное знание было предложено Индре, чтобы все боги воспользовались Натья Шастра для просвещения и развлечения, но боги не смогли практиковать его. Тогда Брахма и передал сакральные знания Бхарате, сыну Индре, тот же впоследствии распространил учение среди своих ста сыновей. Вот таким образом творение Брахмы попало с небес на землю.

Шива изобрел и представил танец Тандава, а его супруга Богиня Деви (Парвати) в ответ исполнила грациозный, немного фривольный танец Ласья, изящно дополнявший мужественный танец супруга.

Бхарата поставил первое танцевальное действо, которое сто его сыновей вместе с апсарами, полубожественными женскими существами, воплощающими небесную красоту и наивысшую сексуальность, исполнили в Гималаях. Шива, первый и главный танцор, Царь Танца, был настолько очарован танцем, что послал Танду, музыканта и, вообще, артистическую натуру, служившего Шиве, к Бхарате, чтобы научить его достоверным элементам космического танца Шивы. Элементы танца описаны в Натья Шастра в главах "Тандава Лакшана".

Тандава - индийский классический танец, названный по имени служителя в космической свите Шивы Танду, инструктировавшего Бхарату правильной методики использования Ангахара и Карана, пластических моделей танца Тандава. Карана – единица танца, в которой жест, шаг, поза согласовываются и достигают гармоничного ритмического движения. Последовательность шести или больше каран называют ангахара. Анга обращается к телу, а Хара – имя Бога Шивы, главного исполнителя и, скорее всего создателя танца Тандава, включающего 32 ангахары, составленные из 108 каран.

Тандава – оргиастический танец, который Шива в ипостаси Натараджи (Царь Танца) исполняет на теле убитого им апсуры Апасмары вместе со своей женой Деви.

Шришти, Стхити, Самхара, Тиробхава, Ануграха.

Согласно индуистской мифологии божественная художественная форма – иллюстрированная аллегория пяти основных принципов космической, вечной энергии – создание, эволюция; сохранение, средства поддержки; разрушение, эволюция; иллюзия; освобождение, благодать.

Четыре руки и ноги Шивы Натараджи, описывающие статистическую позу танца, имеют космологическое значение. Передняя правая рука, немного согнутая, говорит о покровительстве и защите последователей (абхайя), пальцы левой руки указывают на ноги бога, как прибежище для приверженцев. В правой основной руке у Шивы маленький барабан, производящий творческий космический звук, который и положил начало вселенной, а в левой – огонь, символ Света и разрушения невежества. Под правой ногой у Шивы карлик, что олицетворяет победу над Злом. Инкапсулированная фигура Танцующего Бога – функция Шивы как Создателя, Спасителя, Разрушителя в универсуме.

Танец Шивы – метафора веры в то, что жизнь по существу динамичное балансирование Хорошего и Плохого, где противоположности являются взаимозависимыми. Танец Шивы – Танец Рождения, Жизни, Смерти.

Тандава, исполняемый в священной танцевальной драме на юге Индии, состоит из энергичных движений. Исполняемый с радостью он называется Ананда Тандава (ананда=радость, тандава, от танду=прыгать). Рудра Тандава – яростный, энергичный танец, выражающий Гнев (рудра от глагола = реветь).

В индуистских писаниях найдено не меньше семи типов Тандавы:

    • Ананда Тандава

 

    • Трипура Тандава

 

    • Сандхья Тандава

 

    • Самхара Тандава

 

    • Кали (Калика) Тандава)

 

    • Ума Тандава

 

  • Гаури Тандава.

Хотя находятся люди, утверждающие, что есть 16 видов танца.

В индуистских текстах рождение танца описывается по разному.
Вот один пример. Когда Сати (первая супруга Шивы, которая родилась заново, как Парвати) прыгнула в Агни Кунда (жертвенный огонь), потому что Дакши, отец Сати, не захотел признать Шиву богом и не пригласил его на сваямвару («выбор мужа»), она, как
говорят, исполнила Рудра Тандава, выражая тем самым гнев и боль против унижения и оскорбления.

Элла Михайленко