Двухсторонняя вышивка Су

20 мая 2012

Вышивка – одна из форм традиционного китайского искусства и самым древним из известных стилей является Сучжоу или вышивка Су. Происхождение стиля относится к временам Периода Весны и Осени, когда люди из царства Ву стали вышивать свою одежду.

Элегантная, гармоничная, плотная и гладкая вышивка характеризуется детализированными изображениями пасторальных сцен, людей, животных или объектов на ярком шелке. Сохранились фрагменты, относящиеся к 200 году до нашей эры, по которым можно определить вышитые карты.

Совершенствовалось искусство вышивки Су в годы династии Сун (960-1279), когда почти каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов.

Тонкими шелковыми нитями люди создавали изображения, которые «конкурировали с самой природой». Считалось чем-то вроде привилегии, определения социального статуса, когда вышивку создавали своими руками. Девушки в богатых семьях проводили свой досуг, постоянно вышивая, но в то же время и экспериментирую с новыми рисунками.

«Популярная вышивка», «будуарная вышивка», «дворцовая вышивка» - вот эпитеты, которыми награждали вышивку Су.

Стиль Су стал известен и в других областях Китая, и в скором времени почти вся страна вышивала в стиле Су. Появлялись и другие стили, тоже прекрасные, но с абсолютной уверенностью можно говорить о том, что стиль Сучжоу устанавливал изначала норму для всех других стилей.

Своего апогея вышивка Су достигает при династии Цин. Сучжоу стали называть «рынком вышивки», были развиты различные методы вышивания. Вышивали горы, реки, озера, павильоны, цветы и птицы, иероглифы, абсолютно все, что окружало человека в обычной жизни. Любили вышивку в императорском дворце и придумывались все новые великолепные рисунки. Вышивку использовали в одежде, тканях для обивки стен, даже на обложках книг, свитках.

Одна из отличительных особенностей вышивки Су в том, что некоторые картины дублируются с обеих сторон и смотрятся замечательно с любой. В этом случае руководствуются способом, когда стежки нитей с одной стороны абсолютно невидимы, из-за плотного наложения шелковой нити с другой стороны, через повторение стежков. Художник, создающий двухсторонние вышитые картины, должен быть полностью сконцентрирован. При работе над фрагментами с одинаковым цветом с двух сторон используют одну иглу с шелковой нитью. Если области покрашены в разные цвета с двух сторон, то работают с двумя иглами и нитками различных цветов. Произведения вышивки Су получили всемирное признание, после того как «участвовали» во всемирной Ярмарке, проходившей в Панаме в 1915 году. Мост в Нанкине, Пион, Кошка, Серебреный Карась - это только несколько всемирно известных шедевров двухсторонней вышивки.